Ахтубинск - город воинской славы

Рассмотрев предложения ветеранских организаций г. Ахтубинска и Ахтубинского района, насчитывающих в своих рядах более 22 тысяч человек, в том числе около 200 участников Великой Отечественной войны, большинство из которых являются живыми свидетелями проявления массового героизма защитниками Отечества в нашем городе в годы войны, Государственного Ордена Ленина Краснознаменного летно-испытательного центра Министерства Обороны Российской Федерации имени В.П.Чкалова, аккумулирующего в себе честь, мужество и славу военно-воздушных сил РФ, в рядах которого служило и продолжает служить 5 дважды Героев Советского Союза, 92 Героя Советского Союза, 23 Героя Российской Федерации, о присвоении городу Ахтубинску почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы»; результаты обсуждения и поддержки данных предложений многочисленными трудовыми и воинскими коллективами организаций нашего города – города, где повсеместно в обелисках и памятниках, в названиях улиц, в его истории отражены понятия воинская слава, честь, мужество и героизм наших жителей, город, в котором в настоящее время, ежедневно ценой самоотверженного труда и исполнения воинского долга, а порой и жизни, проявляя при этом мужество и героизм, испытывается авиационная техника и вооружение, которые становятся грозным оружием, защищающим рубежи нашей Родины, в год празднования 100-летия Военно-воздушных сил, совет администрации города Ахтубинск решил поддержать предложения ветеранских организаций г. Ахтубинска и Ахтубинского района, Государственного Ордена Ленина Краснознаменного летно-испытательного центра Министерства Обороны Российской Федерации имени В.П.Чкалова о присвоении г. Ахтубинску Астраханской области почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

Документально подтвержденное описание событий, послуживших основанием для внесения предложения и ходатайства о присвоении городу звания «Город воинской славы».

Город Ахтубинск образован Указом Верховного Совета СССР 19 декабря 1959 года в результате слияния трех населенных пунктов - слободы Владимировка, поселка Петропавловка и железнодорожной станции Ахтуба. Несмотря на то, что самому городу еще нет и 54 лет, история поселения Владимировка, на месте которого он возник, насчитывает уже 244 года. Возникновения поселения прочно связано с добычей на озере Баскунчак соли, организации ее транспортировки. Начало этих разработок уходит в далекое прошлое. В древнейшие времена здесь ломали соль скифы, ее добывали хазары, половцы, с XIII века соль – татары. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет годом основания слободы Владимировка 1768 год. То же самое записано во втором выпуске «Трудов Астраханского губернского статистического комитета» за 1879 год. В «Исторической записке об Астраханской епархии за 300 лет ее существования» сказано, что уже в 1795 году существовала церковь во имя Владимировской иконы Божьей Матери и слобода имела постоянное название.

На протяжении всей своей истории жители города трудились на благо Родины, а в годину тяжких испытаний вставали на ее защиту.

Город Ахтубинск – это город, где в обелисках, в названиях улиц, в его истории отражены понятия воинская слава, честь и мужество наших жителей. Город, в котором в настоящее время ежедневно ценой самоотверженного труда, а порой и жизни, проявляя при этом мужество и героизм, испытывается авиационная техника и вооружение, которая становится грозным оружием, защищающим рубежи нашей Родины.

Суровым испытанием для жителей Владимировки стала Великая Отечественная война. За четыре военных года в действующую армию были призваны 18245 владимировцев. Они бесстрашно сражались на всех фронтах Великой Отечественной. За мужество и героизм 8 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза, 2 стали полными кавалерами ордена Славы, более 5000 были награждены орденами и медалями. С полей сражений Великой Отечественной не вернулось 12500 владимировцев. Их имена навсегда увековечены на мраморных плитах городского мемориала Славы, воздвигнутом в честь 30-летия Великой Победы в 1975 году.

В первые же месяцы Великой Отечественной войны нынешняя территория Астраханской области (до 27 декабря 1943 года – Сталинградская область), являясь воротами на Кавказ и Среднюю Азию, приобрела важное военно-стратегическое значение. К осени 1941 г. немцы вывели из строя главную железнодорожную магистраль Москва - Курск - Харьков - Ростов - Баку, а затем и юго-восточную железную дорогу. Поэтому для обеспечения фронтов и народного хозяйства всем необходимым главную роль стали играть речной путь по Волге Астрахань — Сталинград и железная дорога Астрахань — Саратов. Учитывая это, 12 сентября 1941 года руководством страны принято решение о начале строительства железной дороги Сталинград (Паромная) — Владимировка. Государственный Комитет Обороны установил жесткие сроки и поставил задачу — сдать железную дорогу протяженностью 180 км до 1 января 1942 года.

На строительство дороги были мобилизованы 32 тысячи человек. Основной строительной силой стали старики, женщины и подростки Владимировки и других населенных пунктов. Строителям приходилось работать в любую погоду, в дождь и холод, стоя по колено в грязи на пронизывающем ветру. В зимнюю стужу ломами и лопатами они долбили мерзлую землю, которую потом возили в телегах и тачках. Насыпанный грунт утрамбовывали деревянными приспособлениями, одновременно укладывали шпалы и тянули линию связи. Люди трудились на пределе человеческих сил. Не хватало спецодежды, были случаи перебоев с питанием, не было теплого жилья, грелись в сараях, сколоченных из досок и кусков фанеры. Дорога была построена за 72 дня и вошла в строй 27 декабря 1941 года, при этом был проявлен массовый трудовой героизм наших жителей.

С постройкой железной дороги Владимировка приобрела важное стратегическое значение. По новой дороге пошли груженые эшелоны с кавказской нефтью, военной техникой, войсками, боеприпасами и оружием. Бесперебойное функционирование этой важной магистрали имело огромное стратегическое значение для Сталинградской битвы, т.к. она связала Заволжье со Сталинградом и всем правым берегом Волги.

Сталинградское сражение, начавшееся 17 июля 1942 года состояло из оборонительной операции на левобережье Волги в районе Сталинграда, противостояние в городе и контрнаступления Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников фашистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.

В период Сталинградской битвы железнодорожная станция Ахтуба и речной порт Петропавловка находились в прифронтовой зоне Сталинградского фронта. Подаваемые отсюда на фронт всеми видами транспорта запасы материальных средств сыграли важную роль в материально-техническом обеспечении мужественных защитников волжской твердыни, стоявших насмерть.
Прикрытие территории Владимировского района от непрерывных налетов вражеской авиации осуществляли части Сталинградского корпусного района ПВО.

С началом оборонительного сражения и после создания в июне 1942 года в целях правильного размещения фронтового тыла, лучшего использования коммуникаций и местных средств Юго-Западному, Донскому и Сталинградскому фронтам были определены тыловые районы и назначены распорядительные железнодорожные станции. Для Сталинградского фронта глубина такого района была определена до 400 километров, распорядительными станциями стали Урбах и Верхний Баскунчак. Свои задачи по обеспечению Сталинградской операции железнодорожной станцией Ахтуба приходилось выполнять в чрезвычайно сложной обстановке. Здесь в 140 км южнее от Сталинграда командиры и бойцы Красной Армии, железнодорожники и речники проявляли массовый героизм, стойкость и мужество. В отдельные моменты Сталинград был связан с "большой землёй", откуда поступали подкрепления, боеприпасы, вооружение и др., всего лишь одной железнодорожной магистралью Астрахань - Верхний Баскунчак - Сталинград (Паромная), которая находилась под постоянным наблюдением и прицелом вражеской авиации.
Первые налёты бомбардировщиков противника на станцию Ахтуба неприятель предпринял с началом Сталинградского сражения - уже в конце июля 1942 года. Для недопущения срыва перевозок на железнодорожных участках Палласовка - Верблюжья и Верхний Баскунчак - Ахтуба по решению командования Сталинградского фронта в конце августа 1942 года устанавливалось не только авиационное патрулирование, но и наращивались наземные средства ПВО. Для этого были выделены бронепоезда с зенитными установками и самолеты 102 истребительной авиационной дивизии 8 Воздушной армии Сталинградского фронта. Непосредственно железнодорожную станцию Ахтуба охранял бронепоезд № 72, и самолеты 437 истребительного авиационного полка 102 истребительной авиационной дивизии. 140-й бронепоезд, находясь на обороне станций Ахтуба и Чапчачи в Заволжье с 31 августа по 5 ноября 1942 г. огнём орудий 76-мм взвода среднего калибра (СЗА) сбил 2 немецких самолёта (9 и 10 октября 1942 г.), а обстрелял 122 вражеские машины. 13. 14 ЦАМО, ф. 72 ОЗБП, оп. 708778, д. 1, л. 1 об.
Бронепоезд № 72, находился с 18 сентября 1942 г. на станции Ахтуба охранял склады ГСМ, расположенных в пойменном лесу в 6 км от станции. Отражая 18 октября атаку 13 самолетов противника бронепоезд-72 понёс большие потери в личном составе и технике: из личного состава погибли 12 человек, в том числе командир бронепоезда - 72 капитан Бобков. 14 ЦАМО, ф. 72 ОЗБП, оп. 708778, д. 1, л. 1 об. На этом месте в городе установлен памятник погибшим защитникам.
Еще до начала Сталинградской битвы по решению командования 8 воздушной армии на левом берегу Волги было подготовлено 19 аэродромов для прикрытия транспортных перевозок с воздуха, один из которых располагался во Владимировке. 6 августа 1942 Военный совет Сталинградского фронта принял постановление «О мерах по противовоздушному обеспечению судоходства на Волге от Астрахани до Саратова», согласно которому для прикрытия судов были назначены 16 истребителей, базировавшихся во Владимировке и Дубовке. В приказе командования фронтом от 8 сентября 1942 года отмечалось: «На участке железной дороги Красный Кут - Астрахань - Верхний Баскунчак - Сталинград авиация противника беспрерывно держит под воздействием эшелоны с войсками и воинскими грузами, идущими для Сталинградского фронта, этим самым срывая плановость перевозок и нанося большие потери в живой силе и материальных ресурсах». Для противовоздушной обороны такого большого района, командованием для отражения авианалетов дополнительно были выделены 90 истребителей, из них 30 - для патрулирования на участке Верхний Баскунчак - Сталинград.
Железнодорожники под ежедневными бомбардировками фашистской авиации обеспечивали доставку сражающимся в Сталинграде войскам трех фронтов Красной Армии пополнение, боеприпасов, продовольствия, горючего и техники. Обратными рейсами поездов в тыл вывозили сотни тысяч человек раненых бойцов и эвакуированных мирных жителей.

В этот период в весьма сложных условиях пришлось действовать летчикам 437 авиационного полка 102 иад 8 Воздушной армии. Вначале сражения вражеская авиация имела большие количественные и качественные преимущества и абсолютно господствовала в воздухе, особенно до прибытия туда нашей 8-й воздушной армии в начале августа. Немцы бросили под Сталинград свои лучшие эскадры - группу Геринга, истребители ПВО Берлина, 52-ю истребительную эскадру асов, на вооружении которых имелись новейшие марки истребителей типа "Мессершмитт-109, 110" и их модификации. Лётный состав противника имел большой опыт воздушных боёв.

Гитлеровская авиация 4-го воздушного флота, делая все возможное, чтобы затормозить концентрацию советских войск совершила 786 атак на железные дороги по обоим берегам Волги и сбросила более 90 тыс. бомб2 Ченакал Д.Д. Военное небо Поволжья. ПВО Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1986, с. 77.

В июле и августе 1942 г. вражеская авиация наносила бомбовые удары по ж/д линии Астрахань — Владимировка - В.Баскунчак — Урбах. За период с июля по декабрь 1942 г. на этой линии было повреждено вражеской авиацией более 100 паровозов и свыше 3000 вагонов. За этот период погибло 1393 и было ранено 1800 железнодорожников. Особенно яростным налетам подвергалась станция В.Баскунчак. На Баскунчакский ж/д узел было совершено в 2-2,5 раза больше налетов, чем за всю войну на любой из крупных ж\д узлов прифронтовых дорог. После первых же бомбежек станционный поселок сгорел, люди ушли за несколько километров в степь. Железнодорожники отрыли себе землянки. Для обеспечения движения эшелонов с калининского фронта была передислоцирована 15-я железнодорожная бригада полковника В.В.Безвесильного. Штаб бригады разместился вблизи ст. В.Баскунчак. Особенно трудно и опасно было бороться с пожарами, но железнодорожники, рискуя жизнью, бросались в пламя. Они гасили горящие цистерны, выносили из огня боеприпасы. Магистралью мужества называли защитники Сталинграда линию Астрахань – Владимировка - В.Баскунчак — Урбах. Впервые за годы войны на этой линии были организованы восстановительные команды, сопровождавшие эшелоны. После налетов эти команды немедленно приступали к спасению грузов и скорейшему восстановлению движения на перегонах.
Наши летчики 102 иад 8 Воздушной армии Сталинградского фронта выполняя поставленную задачу надежно прикрыть пункты хранения военных грузов, поставляемых защитникам Сталинграда по железной дороге и речным путем, проявляли в воздушных боях мужество и героизм.

16 октября 1942 года капитан Василий Федосеевич Мистюк и младший лейтенант Николай Николаевич Смирнов, взлетели из засады с владимировского аэродрома на истребителях Ла-5, в момент появления над портом «Владимировка» вражеского разведчика. Пара советских истребителей, встретив на подходе к порту, пять бомбардировщиков противника Ю-88 вступила с ними в неравный воздушный бой. Сбив 5 бомбардировщиков противника, летчики возвратились на свой аэродром. 18 октября 1942 года на подходе к Владимировке было уничтожено 2 «Юнкерса». На следующий день здесь же сбито еще 3 бомбардировщика противника. Только за четыре дня боев советские летчики сбили 11 и подбили шесть бомбардировщиков противника.

На станции Верблюжья в Ахтубинском районе у железнодорожного полотна на братской могиле установлен памятник погибшим в конце октября 1942 г от вражеской бомбежки солдатам и командирам 169 стрелковой дивизии, павшим при налете фашисткой авиации. К моменту прибытия эшелона, здесь уже стоял другой транспорт, груженный боеприпасами и горючим. Неожиданно начался налет вражеской авиации. Имевшихся средств противовоздушной обороны было недостаточно, чтобы отразить атаку. Всего от вражеских бомб погибло 272 человека, среди которых были рядовые бойцы и командиры.
15 ноября после очередной бомбардировки станция Ахтуба была сильно разрушена. Под угрозой взрыва оказались два транспорта с боеприпасами. Бригады путейцев вручную растаскивали вагоны. И все же через несколько часов вновь были проложены железнодорожные пути, и вскоре поток транспорта увеличился. А.С.Чуянов в «Сталинградском дневнике» вспоминал: «Ожесточенной бомбардировке подверглась железнодорожная станция Ахтуба. Станция сильно разрушена. Железнодорожники героически отстаивали составы, выводя вагоны в безопасное место. Во многих случаях это делалось вручную. Паровозов не хватает».

Особенно жестоким бомбардировкам слобода Владимировка, железнодорожная станция Ахтуба, и речной порт «Петропавловка» стали подвергаться в период подготовки контрнаступления советских войск. В сентябре и октябре число бомбардировок увеличилось в сотни раз. В соответствии с планом, утвержденным в конце августа 1942 года Ставкой Верховного главнокомандования, для подготовки контрнаступления из глубины страны началась концентрация всеми видами транспорта стратегических резервов. Подготовка контрнаступления советских войск проводилась в обстановке абсолютной секретности и вступила в решающую стадию к средине ноября 1942 года.

О великом вкладе в победу на Волге сталинградских железнодорожников и воинов путей сообщения лучше всего говорит такой факт: всего в район битвы с июля 1942 г. до начала февраля 1943 г. для сражающихся частей Красной Армии Сталинградского, Донского, Юго -Восточного фронтов с июля 1942 по январь 1943 г. прибыло 3269 оперативных эшелонов и 1056 эшелонов со снабженческими грузами. Всего 202377 вагонов с боеприпасами, техникой, личным составом, продовольствием и горючим, из них половина - в октябре - декабре 1942 г. В декабре 1942 г. 46 % всех оперативных эшелонов выгруженных на советско-германском фронте приходилось на долю сталинградских фронтов.

Командующий Сталинградским фронтом А.М.Еременко писал: «Я очень высоко оцениваю труд железнодорожников. Железная дорога была для защитников Сталинграда воистину дорогой жизни».

Тяжелейшие испытания выпали на долю речников. С началом Великой Отечественной войны Волга превратилась в важнейшую коммуникацию по перевозке войск, вооружения, эвакуации мирных жителей, предприятий.
Нижневолжское пароходство имело во Владимировке свою базу. В связи с уходом на фронт многих работников флота было налажено обучение судовым специальностям молодежи и женщин. Команды судов сокращали сроки стоянок, устраняли поломки своими силами, не заходя на ремонтные базы. Труд транспортников был нелегким: приходилось вести суда под обстрелами фашистской артиллерии, под бомбами, по участкам, усеянным минами. В настоящее время в Ахтубинске на Волге, напротив дома культуры речников стоит памятник погибшим речникам. Волжский флот в 1942 г. перевез для нужд фронта и тыла только на участке Астрахань – Петропавловка - Сталинград около четырех миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, сотни тысяч солдат, огромное количество боеприпасов, танков, орудий, сотни тысяч тонн хлеба, соли, леса, угля и других грузов.

Чтобы парализовать перевозки грузов по Волго-Каспийскому пути немцы развернули активные действия по минированию реки. От налетов вражеской авиации гибли пароходы, баржи, буксиры, паромы. Минирование и бомбовые удары авиации противника серьезно затрудняли движение по волжскому речному пути, который стал одной из важнейших коммуникаций, питавших фронт под Сталинградом и обеспечивающей перевозку нефтепродуктов из Баку в центральные районы СССР.

Только в апреле - мае 1943 года фашистами было сброшено в Волгу более 400 мин и свыше 100 мин оставалось из числа поставленных в 1942 году. Последним подорвался на мине недалеко от Владимировки уже в сентябре 1943 года теплоход «Карл Либкнехт». Погибло около 400 человек. Всего за период Сталинградского сражения было потоплено свыше 300 различных судов с грузами и людьми.

В годы войны и после нее на Волге работала экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), очищая Волгу от затонувших барж и пароходов. Штаб нижневолжских эпроновцев находился в Петропавловке.
В дни героической обороны Сталинграда небольшой паровой баркас «Кочегар Гетман» приписанный к Владимировской пристани, выполнял приказы командования в сложной боевой обстановке. За самоотверженную работу капитан баркаса Маслиев Ефрем Васильевич был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда», механик Хламов Григорий Андриянович - медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».
Маршал Советского Союза В.И.Чуйков писал: «...я все время считал себя должником перед героями речного флота, которые в самые трудные дни и часы доставляли 62-й армии то, без чего она не могла бы жить и сражаться...».
Героизм летчиков, бойцов и командиров Красной армии, железнодорожников, речников, бесстрашно отражавших массовые налеты авиации противника на объекты располагавшиеся на владимировской земле не нашел должной оценки в военный период и в послевоенные годы. Данная тема не в должной мере представлена и в сборниках опубликованных документов по истории Великой Отечественной войны, практически не вводились в научный оборот документы и материалы архивов. Недостаточное внимание к истории нашего прифронтового района Сталинградского фронта в период Сталинградской битвы в послевоенные годы и в настоящее время можно объяснить тем, что все внимание было уделено центральному для всей страны события - Сталинградской битве. О том, что происходило в дни величайшего сражения на Волге, на прилегающей к Сталинграду территории, подчас упоминается эпизодически, либо не упоминается вовсе. Сталинградская битва, ставшая одним из важнейших событий Второй мировой войны переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу заслонила своим величием и масштабностью события, происходившие в этот же период в прифронтовой полосе. Отмечая роль тылового обеспечения в обеспечении разгрома гитлеровских войск под Сталинградом, в публикациях, как правило, не сообщались названия населённых пунктов, станций и разъездов, где происходили события, отсутствовала чёткая хронологическая привязка и необходимые цифровые данные. Более того, значительный массив документов того времени оказался засекречен. Поэтому, во многом вполне закономерно, что героизм жителей нашего края, внесших огромный вклад в организации снабжения войск Сталинградского фронта, недооценен даже спустя столько лет после победоносного завершения советскими войсками величайшего сражения на Волге.
В настоящее время город Ахтубинск продолжает славную традицию отцов и дедов по защите Отечества, где деятельность большинства жителей связана с Государственным летно-испытательным центром им.В.П.Чкалова (ГЛИЦ), который является головным в нашей стране по проведению государственных летных испытаний авиационной техники и вооружения. В 1947 году в Министерстве обороны СССР принято решение о выборе в качестве полигона для испытаний и исследований вооружения ВВС район вблизи Владимировки, что коренным образом изменило ее судьбу. Началось строительство жилой и служебной зон. Военный городок разрастался, связывал и объединял поселки Ахтуба, Владимировка и Петропавловка. Начинается история Ахтубинска, города авиаторов, испытателей.

Носителями армейских традиций, воинской доблести славы, мужества и героизма явились личный состав НИИ ВВС КА (ныне ГЛИЦ), ветераны Великой Отечественной войны, фронтовики, которые волею судьбы и государственной необходимости, после неоднократного изменения мест дислокации, были направлены сюда, в астраханские степи. А город Ахтубинск, поднявшийся в послевоенный период, по сути дела явился организационным и территориальным объединяющим началом непрерывной послевоенной боевой деятельности по созданию воздушного щита Отчизны, испытания современных образцов авиационной техники.

В связи с чем, вполне логично и правомерно рассматривать его не только как вновь созданное территориальное образование, но и как город, впитавший в себя боевой дух и ратный подвиг фронтовиков, доблесть авиаторов, горечь и печаль потерь, массовый героизм, мужество и стойкость местного населения, проявленные в суровые годы войны.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны решение о создании из кадров НИИ ВВС КА 6 авиаполков летчиков-испытателей было принято в Кремле 23 июня, а приказ Наркома обороны подписан 27 июня 1941 года. Формирование двух истребительных полков на МиГ-3 (401-й иап и 402-й иап), двух бомбардировочных на Пе-2, одного штурмового на Ил-2 и одного дальнебомбардировочного на ТБ-7 (личный состав последнего — 411 -го БАПОН — из-за нехватки техники распределили по другим полкам) началось уже 23 июня. В состав этих частей, получивших категорию «особого назначения», вошли 303 человека из числа лучших летчиков, штурманов, инженеров, техников, политработников НИИ ВВС. Основу из них составили сотрудники института, ранее участвовавших в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и на Корейском перешейке.

Все давало основание полагать, что вступление в боевые действия авиаполков, сформированных в НИИ ВВС, в определенной мере снизит эффект внезапности удара фашистской армии, укрепит моральный дух авиаторов, оказавшихся в тяжелейшем положении в этот начальный период войны. Боевая работа испытателей не ограничивалась участием в боевых действиях в составе добровольческих полков. Была еще и испытательная работа, были и летные испытания боевых самолетов, проводившихся непосредственно на фронтах до самого окончания войны.

Героизм и воинское умение показывали не только отдельные летчики, бойцы и командиры, а целые подразделения, части, соединения ГЛИЦ. Многие из них стали носить почетные наименования такие как:
430 штурмовой авиаполк (затем преобразованный в 10-й орап), к концу войны стал именоваться «Московский-Кёнигсбергский». В этом полку воспитано 13 Героев Советского Союза;

402-й истребительный авиаполк закончил свой боевой путь в Берлине на аэродроме Дальгов. Согласно директивы НГШ ВС СССР от 10.01.1949 года он стал именоваться — истребительный авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова 3 степени полк. По количеству сбитых в воздушных боях самолетов полк стал самым результативным в ВВС! За 4 года войны полк совершил около 13 500 дневных и ночных боевых вылетов, уничтожил 810 самолетов противника, 25 аэростатов, 436 автомашин, 99 ж/д вагонов, 6 складов боеприпасов ГСМ, живой силы 2795 человек;
одной из таких частей, находящихся вплоть до 1997 года в составе ГЛИЦ на ахтубинской земле, был Берлинский ордена Суворова и Б.Хмельницкого отдельный смешанный авиационный полк. За период Великой Отечественной войны экипажи полка совершили 5273 боевых вылета, сбросили 2992 тонны бомб. Полк в составе 5-ти эскадрилий принимал участие в освобождении Западной Украины и Белоруссии, участвовал в боевых действиях авиации против белофиннов. Участвовал в Львовско-Сандомирской, Силезкой, Пражской операциях, непосредственно участвовал в разгроме Берлинской группировки противника. В послевоенный период полк принимал участие в испытаниях первых советских атомных бомб, самолетов-носителей, первой крылатой ракеты, термоядерного оружия.

Боевой путь этих частей — это путь, политый кровью и пройденный с честью и воинской славой. В их высоких наименованиях выражено стремление увековечить в человеческой памяти поистине всенародный массовый героизм — фактор стратегического значения, который наряду с другими факторами — качеством войск, боевой техники, военным искусством и организаторскими способностями командного состава, прочностью тыла — обеспечил Великую Победу.

Одной из форм признания массового героизма и воинской славы личного состава явился Указ Президиума Верхового Совета СССР от 1 июля 1944 года о награждении ГНИИ ВВС КА орденом «Красное Знамя», а Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1944 года ГНИИ ВВС КА вручено Красное Знамя — как символ воинской чести, доблести и славы.
За годы Великой Отечественной войны Институтом проведено более 15000 испытаний, испытаны 245 самолетов (отечественные — И-220, Як-8, Як- 10, Як- 13, Як-9В, Ла-7Р, Ту-2д, Ту-10 и др., иностранного производства — «Тандерболт», «Спиртфайер», «Кинг Кобра» различных серий, ФВ-190 и Ме-109ф различных серий и др.), 554 объекта спецоборудования 405 систем вооружения. Особое место в работе НИИ ВВС суровых военных лет заняли испытания первого в мире боевого истребителя с ракетным двигателем БИ-1. Имя летчика-испытателя этого уникального самолета Героя Советского Союза капитана Г.Я.Бахчиванджи носит одна из улиц в городе Ахтубинске.
За годы войны работникам Института было вручено 892 ордена, 956 медалей. 9 испытателям было присвоено звание Героя Советского Союза, летчики С.П.Супрун и Г.П.Кравченко были награждены медалью «Золотая Звезда» дважды.

Успешные результаты испытаний авиационных комплексов и ракетного вооружения в ГК НИИ ВВС во Владимировке в послевоенное время, создали на долгие годы военно-стратегический паритет в мире. Невзирая ни на какие трудности, испытателями до конца была выполнена основная задача: не допущено превосходство вероятного противника в военной области, что не позволило ему развязать новую мировую войну.

При активном участии жителей г.Ахтубинска и района, военнослужащих ГЛИЦ им.В.П.Чкалова в последние годы проводится поисковая работа, подтвердившая ожесточенный характер боев, самоотверженность и значительный вклад железнодорожников, воинов путей сообщения, речников, жителей слободы Владимировки, поселка Петропавловки, станций «Верхний Баскунчак», «Ахтуба» в общую победу в Сталинградской битве.
На основе архивных документов, воспоминаний и различных публикаций изучено и более детально установлена хроника событий и боевых действий в Ахтубинском районе. Определены места массовых захоронений военнослужащих в воронках от авиационных бомб вдоль железнодорожных путей, пострадавших от вражеских налетов авиации в период передислокации войск на ж/д - линиях Сталинград-Владимировка-В.Баскунчак; Урбах-В.Баскунчак-Астрахань. Уточняются списки погибших в жестоких боях и бомбардировках на ст. «Ахтуба», «Кочевая», «В.Баскунчак», «Сайхин», «Богдо» и др.

Сегодня Ахтубинский авиационный центр, имеющий почти 100-летнюю историю, превратился в уникальную научно-испытательную организацию, единственную в своем роде, а город Ахтубинск по праву называется авиационной столицей России. Он стал кузницей современной авиационной техники и вооружения, местом подготовки высококвалифицированных авиационных специалистов, как и в былые годы, стоял и стоит на острие вооруженной борьбы, достижения тотального превосходства в воздухе. В нашем городе создавалось грозное оружие самолетного варианта доставки ядерного заряда на большое расстояние (комплекс «Буря»), испытывались и доводились все поколения и типы летательных аппаратов и авиационных средств поражения, город готовится к испытаниям самолетов пятого поколения. При испытаниях авиационной техники и вооружения погибло несколько сот летчиков, штурманов и других специалистов ГЛИЦ, проявивших при этом мужество и героизм, положивших свои жизни на алтарь развития авиации. Погибшие испытатели, не вернувшихся из полета навсегда увековечены на мраморных стелах «Крыла Икара» в Ахтубинске; последними в этом списке - погибшие в испытательном полете 23 июня 2011 года – Олег Спичка и Александр Кружалин, которым посмертно 7 апреля 2012 года присвоено звание Героя Российской Федерации. Гранитные стелы венчают стихи выдающегося поэта Роберта Рождественского, написанные им к открытию памятника:
«Вы в небо ушли, растаяв
В далекой облачной мгле,
Память о вас осталась
В наших сердцах на земле.
Помним всех поимённо,
Горем помним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым».

В городе по инициативе командования ГЛИЦ в 1994 году создана авиационная кадетская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им.П.О.Сухого, как правопреемница Сталинградской спецшколы ВВС, которая в годы войны направляла своих выпускников в боевые части. Здесь ребята кроме общеобразовательных дисциплин, изучают более десяти авиационных, прыгают с парашютом, летают на учебном самолете ЯК-52, становятся настоящими защитниками Отечества. За 20 лет школа подготовила и выпустила более 2000 человек, 98% из них поступили в военные заведения страны. Большинство нынешних ее выпускников также с честью выполняют воинский долг в различных видах и родах войск. Выпускник школы командир батальона С.Солнечников ценой жизни спас солдат-срочников, накрыв на учениях своим телом гранату. 3 апреля 2012 года за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга С.Солнечникову присвоено звание Героя Российской Федерации. С.Солнечников навечно зачислен Почетным кадетом школы.
В городе все напоминает об авиации, даже улицы дышат историей. Большинство из них носит имена летчиков — прославленных героев фронтовиков из когорты испытателей, нынешних героев, погибших при испытаниях. Здесь бережно хранятся и продолжаются лучшие традиции отечественной авиации, боевой опыт нескольких поколений испытателей, аккумулируются яркие примеры героизма и мужества авиаторов в период Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов. А мемориальный комплекс «Крыло Икара», обелиски и самолеты, облаченные в плоть памятников, стали городскими святынями, местами, куда приносят цветы, где проходят ритуалы, посвященные воинской славе. В мирное время боевыми орденами награждено более 3000 военнослужащих ГЛИЦ им.В.П.Чкалова.
В списках испытательного Центра золотыми буквами увековечены имена 5 дважды Героев Советского Союза, 92 Героя Советского Союза, 23 Героя Российской Федерации. Среди Героев известные всему миру имена - участника Великой Отечественной войны генерал-лейтенанта авиации, заслуженного летчика-испытателя СССР Микояна С.А., генерал-майора авиации, заслуженного летчика-испытателя СССР Бежевца А.С., генерал-майора авиации, заслуженного летчика-испытателя СССР Чиркина В.М. и многих других, являющихся гордостью нашей страны и авиации. Многие из них являются почетными гражданами г. Ахтубинска.

В настоящее время 8 Героев Российской Федерации проходят военную службу в Военно-воздушных силах, из них 5 представителей Государственного летно-испытательного Центра им.В.П. Чкалова. Это полковник Радик Бариев, полковник Леонид Макаренков, полковник Олег Мутовин, полковник Николай Осыковый, полковник Вячеслав Петруша.

Учитывая изложенное, в год празднования 100-летия Военно-воздушных сил страны, считаем, что город Ахтубинск, аккумулировавший в себе честь, мужество и славу ВВС и являющийся негласной авиационной столицей России, достоин присвоения высокого Почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

Подписи членов комиссии:
1. Микоян Степан Анастасович, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик - испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат технических наук.

2. Погосян Михаил Асланович, председатель Совета директоров ОАО «Компания «Сухой», Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Член-корреспондент Российской Академии наук, доктор технических наук, заведующий кафедрой Московского авиационного института.

3. Аюпов Абрек Идрисович, генерал-полковник авиации, доктор технических наук, профессор, академик РАРАН, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации.

4. Клишин Юрий Петрович, Заслуженный военный лётчик Российской Федерации, генерал - лейтенант авиации, кандидат технических наук.

5. Бариев Радик Абрарович, Герой Российской Федерации, кандидат военных наук, командир Государственного лётного испытательного центра имени В.П. Чкалова.

6. Мутовин Олег Евгеньевич, Герой Российской Федерации, лётчик – испытатель 1 класса Государственного лётного испытательного центра имени В.П. Чкалова.

7. Харченко Пётр Маркович, заместитель председателя Совета ветеранов города Ахтубинска и Ахтубинского района.

8. Крапивин Пётр Михайлович, директор Ахтубинской общеобразовательной кадетской школы - интернат имени П.О.Сухого.

9. Моисеенко Людмила Евгеньевна, заслуженный учитель Российской Федерации.

10. Цаплин Алексей Юрьевич, подполковник, старший бортовой инженер – испытатель (кинооператор воздушных съёмок) научно-испытательного отдела 3УНИИ

11. Ермаков Валерий Михайлович, подполковник, начальник 15 отдела 1 УНИИ.

12. Бакунов Александр Владимирович, редактор газеты «Испытатель».

13. Листоверов Александр Прокофьевич, Архимадрид Андрей, настоятель архистратига Божия Михаила, храма Владимирской иконы Божьей Матери.

14. Султангалиев Руслан Альпьянович, Имам города Ахтубинска.

15. Иоффе Андрей Наумович, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, вице-президент Ассоциации «За гражданское общество», эксперт Совета Европы.

16. Тимофеева Елена Георгиевна, доктор исторических наук, декан исторического факультета Астраханского государственного университета.

17. Антропов Олег Константинович, кандидат исторических наук, доцент Астраханского государственного университета.

18. Трефилов Евгений Владимирович, кандидат технических наук, доцент филиала «Взлёт» Московского авиационного института, председатель Совета МО «Город Ахтубинск»

19. Аргасцева Светлана Анатольевна, кандидат искусствоведческих наук, заведующая экспозиционно – выставочным отделом Музея – заповедника «Сталинградская битва».

20. Романова Ольга Евгеньевна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и общественных дисциплин Астраханского института ПКП.

21. Плюцинский Сергей Сергеевич, кандидат исторических наук, преподаватель филиала «Взлёт» Московского авиационного института.

Администрация МО «Город Ахтубинск»

Ещё новости о событии:

Ахтубинск - город воинской славы - vAhtubinske.Ru
Рассмотрев предложения ветеранских организаций г. Ахтубинска и Ахтубинского района, насчитывающих в своих рядах более 22 тысяч человек, в том числе около 200 участников Великой Отечественной войны,
17:12 27.04.2012 vAhtubinske.Ru - Ахтубинск
О рассмотрении предложений ветеранских организаций г. Ахтубинска и Ахтубинского района,
15:12 27.04.2012 Администрация г. Ахтубинск - Ахтубинск
В мэрии Ахтубинска родилась новая инициатива, нацеленная на повышение его статуса и престижа.
17:25 26.04.2012 Ahtubinsk.Ru - Ахтубинск
В мэрии Ахтубинска родилась новая инициатива, нацеленная на повышение его статуса и престижа.
13:32 26.04.2012 Астрахань FM - Астрахань
В мэрии Ахтубинска родилась новая инициатива, нацеленная на повышение его статуса и престижа.
22:12 25.04.2012 Ahtubinsk.Ru - Ахтубинск
В мэрии Ахтубинска родилась новая инициатива, нацеленная на повышение его статуса и престижа.
19:05 25.04.2012 Газета Волга - Астрахань
 
По теме
Это отключение плановое, сообщает газораспределительная компания Елизавета Бубнова Внимательно следите за своими газовыми приборами В Наримановском районе Астраханской области больше чем на сутки отключают газ.
В Астрахани микрофинансовую организацию оштрафовали за угрозы.  Астраханка пожаловалась приставам, что сотрудник одной из микрокредитных организаций звонил ей чаще положенного, а также писал сообщения с угрозами.
67-летнего астраханца признали виновным в убийстве своего знакомого. Убийство произошло ночью 10 декабря прошлого года в селе Образцово-Травино Камызякского района.
В Астрахани активно ведётся капитальный ремонт инженерных сетей Полина ГАЙДАЙ Износ канализационной системы на 1-й Линейной составлял более 90% В Астрахани активно ведётся капитальный ремонт инженерных сетей в рамк
В Москве на выставке-форуме «Россия» прошла ХIX Международная выставка «Интурмаркет-2024», в рамках которой предприятия и организации раскрыли туристический потенциал регионов России.
Вечером 27 марта в Астраханской области случился крупный пожар.  Возгорание произошло в 19 час 09 мин в селе Старокучергановка Наримановского района.
В конце марта отмечается Всемирный день театра. Театрализованная деятельность помогает детям раскрепоститься, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит незабываемое разнообразие в повседневную жизнь,
Эта тема интересует множество людей, а для некоторых, вообще, является фобией Мария Копылова Сейчас на территории Астраханской области таких больших «усачей» нет Фото: Евгений Полонский Астраханцам поведали, действительно,
Астраханец устроил стрельбу из окна автомобиля - Астрахань 24 Фото: пресс-служба УМВД России по АО Местный житель был задержан полицейскими В отдел полиции ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области поступило сообщение о стрельбе,
Астрахань 24
В Астрахани массажист подрался с клиентом - Астрахань 24 Фото: Астрахань и АО. Новости Причиной конфликта стал долг за оказанную услугу 27 марта от администрации одного из местных ТРЦ поступило сообщение о драке между посетителями.
Астрахань 24
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой
Приволжские мастера проводят интерактивные экскурсии - Приволжская газета В учреждениях культуры Приволжского района организованы мероприятия по самым разнообразным направлениям Праздник народных ремесел — так называется интерактивная экскурсия на Ремесленном подворье в селе Евпраксино.
Приволжская газета